Мифы дачи со слонами

Откуда в средней полосе Волги взялись слоны? Кто додумался завести их на собственной даче? И давно ли все это произошло?

Кто такой Головкин?

Слонов на собственной даче завел Константин Павлович Головкин (17.12.1871- 26.02.1925)– купец 1-ой гильдии, известный самарский художник-краевед, археолог, деятель культуры, фотограф-любитель, владелец первого в Самаре автомобиля. Конечно, слоны не настоящие, а всего лишь скульптуры. Они стоят во дворе загородной семейной резиденции Головкина и его жены Тютюковой Екатерины. Здание расположено на самом берегу Волги (ул. Советской Армии, 296) и выполнено в стиле модерн – самом популярном и распространенном стиле в Самаре в начале 19 века. Обзавелся самарский художник такой дачей в 1908 – 1909 гг., причем эскизы и планы выполнял сам и полагался на помощь архитектора Тепфера В.В.

Что такое модерн?

Модерн – (от фр. moderne – современный) или Ар-нуво – направление в искусстве, бывшее популярным во второй половине 19-начале 20 вв. Его отличительными особенностями являются:

  • Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий;
  • Интерес к новым технологиям;
  • Стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий;
  • Большое внимание уделялось внутреннему интерьеру здания, все детали художественно обрабатывались в едином ключе;
  • Ассиметричные, причудливые формы.

Описание дачи

Здание дачи сложено из крупных бетонных блоков и пустотелого кирпича, поэтому акустике помещения позавидует даже Филармония. Фасад здания ступенчат и ассиметричен, узкие окна высотой до трех метров расположены в передней части фасада (со стороны Волги). Вот так выглядело это здание раньше.

Мебель и все внутренне убранство дачи – дело рук самого Головкина. Всего в доме пять комнат. Это комната на первом этаже:

Холл и лестница на второй этаж:

Комната на втором этаже:

Вид из окна второго этажа во двор на тех самых цементных слонов, внутри которых по рассказу внучки Головкина, хранились документы и фотографии по постройке дачи.

Ранее слоны стояли в центре фонтана ногами в воде.

У входа в дом на веранде стоит статуя одинокой девушки. Эту скульптуру называли «Панночка» или «Девушка в белом». Ходили слухи, что скульптура посвящена либо трагически погибшей дочери купца, либо тайной возлюбленной.

Легенды дачи со слонами

Дача Головкина – одно из самых мистических и окутанных легендами мест в Самаре. Вот какие истории рассказывают самарские обыватели:

  • От дачи со слонами можно подзарядиться космической энергией.
  • Дом представляет собой место сборища ведьм.
  • Это дом с привидениями. Долгое время на его стенах сторожа рисовали кресты. Таким образом, они якобы спасались от нечистой силы. По словам одного из охранников с наступлением темноты в доме начинают хлопать двери, скрипят лестницы, раздаются голоса.
  • В этом доме постоянно происходили убийства. Когда здание было отдано под госпиталь, больные дольше шли на поправку, дольше болели и умирали. Когда в здании располагался детский сад, дети чаще болели, плохо себя чувствовали.
  • Под одним из слонов похоронена дочь Константина Головкина, которая бросилась с обрыва от несчастной любви.

А что сейчас?

С 1929 года  дача принадлежит МП Водоканал, которое оградило его металлическим забором и закрыло свободный доступ. Для входа в здание требуется специальное разрешение. В настоящее время мэрия города Самара собирается провести там реставрационные работы и сделать ее местом проведения различных встреч и форумов, приемов делегаций из других стран. Но когда это точно произойдет не известно, так как МП Водоканал заявляет, что у них нет средств на реставрацию и отказывается от здания, передавая его на баланс МП «Ремжилуниверсал». Предприятие должно провести реставрацию объекта. Вопрос о финансировании будущей реставрации памятника архитектуры остается открытым 🙁

Мифы дачи со слонами: 4 комментария

  1. хочу там побывать! такая красотища!! а статья написана так, что чувствуется сразу — писал знаток модерна;) .. интересно, а зачем головкин свою дочь под слоном похоронил? какие то языческие замашки…

    1. да какой там знаток, любитель))) и про захоронение это всего лишь легенда, но никто еще не проверял)

    2. «Мистицизм и неоромантизм и тем более суеверие были чужды Головкину. И в его картинах и этюдах нет следа указанных новых веяний в живописи. Напрасно в статье упоминают великого нашего Н.В.Гоголя, ибо никто из женщин в семье Головкина не летал на метле и тем более в С.-Петербург за черевичками, да и с Панночкой не был знаком. В этом надо бы Гоголя с его юмором и любовью к людям оставить в покое…
      Долгое время ходила легенда о скульптуре молодой женщины на террасе у южногго входа в дом. Мне, дочери Головкина, пришлось развеять эту легенду о себе: я не утопилась в Волге от несчастной любви, а жива доныне, и мне уже 85 лет…»
      Возвращаясь к Головкину — Самара: Издательский дом «Агни», 2006
      http://golema.livejournal.com/73700.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *