Как ни прискорбно, готовых рецептов обучения младенцев НЕТ. Есть только ваш малыш с его индивидуальными особенностями, рекомендации по обучению и вы с адаптированным именно для вашего ребенка подходом к развитию и воспитанию. Маме необходимо проявить все свое воображение и изобретательность, учитывая при этом на какой стадии развития находится ребенок.
Что полезно для малыша:
1) Почаще берите ребенка на руки. Таким образом, через соприкосновение происходит ваше общение. И это является фактором формирования в дальнейшем отзывчивого человека.
2) Не бойтесь брать ребенка с собой в постель.
3) Под влиянием привычек родителей формируется музыкальное восприятие и развитие характера.
4) Никогда не игнорируйте плачь ребенка.
5) Больше разговаривайте с ребенком, поддерживайте беседу даже если ответы вам кажутся мало понятными и нелепыми. Таким образом вы оказываете огромное влияние на интеллектуальное развитие малыша.
6) Не сюсюкайте с ребенком. Его артикулярный аппарат недостаточно развит и не успевает за желанием говорить. Поэтому, если взрослые говорят с ним на «детском» языке, считая, что ребенок другого языка не поймет, правильные языковые навыки никогда не сформируются. Более того, в процессе освоения языка, он всегда будет опираться не на свою речь, а на то, как говорят взрослые.
7) Ребенок, выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, когда вырастает, и будет более уравновешенным и добрым.
8 ) То, что взрослым кажется пустяком, мелочью, может оставить глубокий след в душе ребенка.
9) По лицам ваших детей можно прочесть историю ваших семейных и супружеских взаимоотношений. Если в семье часто ссорятся и ругаются, то выражение лица ребенка приобретатет угрюмый, нелюдимый, суровый вид. И наоборот, если он растет в мирной и дружной семье, его глаза светятся от радости и сияет улыбка. Поэтому совсем необязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию вашего ребенка. Самое лучшее для начала — это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома. Потому что нервозность родителей заразна как вирус гриппа.
10) Ребенок должен общаться с бабушкой и дедушкой. Именно от стариков можно унаследовать культуру, мудрость, а взаимоотношения поколений в любом случае дают богатый эмоциональный опыт. Любая тенденция, что бабушка избалует ребенка окупается любовью, сказками и воспоминаниями, другими способами стимулировать и разнообразить жизнь малыша.
11) Малыш еще больше выиграет, если имеет физический контакт не только с мамой, но и с папой, братьями и сестрами или с другими детьми. Это стимулирует его ум, развивает чувство соревновательности, общительность, желание быть первым. Ребенок же, лишенный общения, вырастает отсталым по уму и трудным по характеру.
12) Когда ребенок мирно играет с другими, и когда ссорится, он учится жить в коллективе. Ссоры важны, потому что они развивают личную инициативу. Различные виды ссоры характерны для разного возраста. Например, в возрасте 2 лет ребенок скорее всего будет пассивным участником ссоры, а уже в 3 года он ее сам спровоцирует. Это будет означать, что в нем формируется и находит выражение его собственное «Я». Поэтому вмешиваться в ссоры детей — значит помешать развитию собственного «Я» малыша и инстинкта жить в коллективе.
13) Шлепать ребенка можно только пока он еще мал. Родители, возможно, сами не сознавая этого, могут испортить ребенка, ведя себя как «слепо преданные министры» в течение первого года жизни ребенка (то есть потакая всем его прихотям). Примерно в 2-3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, его «Я», и тогда он готов его отстаивать. А родители как раз в этом возрасте вдруг из мягких и нежных становятся строгими и суровыми. В результате, ребенок не слушается родителей, и чем больше его ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится и тем сильнее раздражаются его родители. Чтобы избежать развития этого порочного круга, есть только один выход — воспитывать и приучать ребенка к дисциплине, пока ему еще нет года, до того как в нем проявится его «Я».
14) Злоба и зависть ребенка это проявление его бессилия. Необходимо устранить причины расстройства и злости ребенка, а не наказывать его.
15) Не высмеивайте недостатки своего ребенка в присутствии других людей, это может привести к развитию комплексов и психологических травм.
16) Похвалой и наказанием нужно пользоваться крайне осторожно. Запреты и наказания могут привести к тому, что полностью отобьют у ребенка охоту к деятельности.
Очень полезная статья, особенно 13 пункт. Признаюсь честно, я поначалу ждала, когда малыш подрастет и не шлепала его. Но он совершенно перестал понимать слово «нельзя» пришлось применить «ата-та», потому что баловать не хочу — насмотрелась на соседских детей. А оказывается ждать пока подрастет (2-3 года) и не надо! Значит буду воспитывать как положено «пока поперек кровати влезает» 🙂