В погоне за чудом или путешествие в Дивеево

ДивеевоНачалась эта история в областной библиотеке в зале периодических изданий. Мы с однокурсницей делали контент-анализ газеты «Аргументы и факты», выискивая среди колонок букв и непонятных цифр информацию о скупо проводимых культурных мероприятиях нашего города. Занятие сие было довольно скучным, глаз замылился и я уже ничего не могла толком прочитать, не то, что внимание на это обратить: ни заголовок статьи о филармонии, ни мелкое объявление о продаже котят породы двортерьер. Решила немного отвлечься, сходила за пирожком  и уселась читать какой-то тоненький журнал. Там-то я и наткнулась на статью о поездке какой-то студентки в Дивеево на выходные. В общем, рассказ меня увлек, и я чуть было не утащила журнал с собой, спрятав под мышку. Подруга образумила.

Дивеево. Где это?

Тогда я даже не знала, что такое Дивеево и с чем его едят. Понятно, что село, понятно, что там находится храм с мощами Серафима Саровского, понятно, что место паломничества. Но где его искать? Сейчас скажете, в интернете нашла всю информацию. Ан нет! На тот момент училась на 4 курсе и проходила практику в медицинском колледже в качестве преподавателя культурологи. И вот буквально на следующий день после посещения такого уникального заведения как областная научная библиотека имени Ленина я узнаю, что мои подопечные студенты собираются ехать в это самое Дивеево, в которое я буквально влюбилась с первого слова, с первой фотографии.

Хотела поехать со студентами, но что-то не вышло, уже и не помню почему. Но все, что мне было нужно узнать про этот населенный пункт, я узнала. Село Дивеево находится в Нижегородской области, место считается священным, так как там в свое время проживал старец-отшельник Серафим Саровский, который обладал даром целительства, и к нему съезжались люди со всей страны. После смерти его причислили к лику святых, мощи уложили в стеклянный гроб, который сейчас находится в одном из храмов села, а их там очень много. Ближайший крупный населенный пункт – город Арзамас.

А повлекло меня в это простое русское село, не только из-за красивых осенних пейзажей, золотых листьев и святых источников. Запала в голову мысль, что святой старец умел исполнять желания, и якобы и по сей день исполняет их, если прикоснуться к его мощам. А еще вычитала или услышала где-то, что особенно он помогает тем, кто любовь свою ищет. И поехала. А была я на тот момент одинока как птица в полете и очень тяготилась своей свободой, не хватало мне рядом мужского плеча и крепкой сильной руки. Поехала я конечно не одна, а соблазнила на эту авантюру подругу.

В поезде

В общем, узнали мы на http://www.rzd.ru расписание поездов по маршруту Самара-Арзамас 1 (а это ближайшая железнодорожная станция от Дивеево), купили билеты и в 22,00 загрузились в вагон. Вагон уже спал, а нам не хотелось. Мы поглазели на спящих соседей, поругались с наглыми мальчишками, которые хотели занять наши места, чаю попили с теткиными булочками, но решили не спать, а всю ночь общаться на высокодуховные темы типа литература Шопенгауэра и философские суждения Швейцера. Полночи у нас это получалось. После четырех утра глаза начали слипаться и нас, вдобавок ко всему, пробило на хи-хи. Сбоку от нас на верхней полке лежал какой-то чувак, и постепенно его ноги свешивались и скатывались вниз, а сам он храпел и причмокивал во сне на весь состав. Должно быть, даже машинист локомотива его слышал. В общем, под утро мы все-таки заснули. Проснулись уже в Арзамасе 1.

Почти у цели

Это была глубокая осень. Холодно, пасмурно, дождливо. Но нас ничто не могло остановить. В очередь за любовью мы первые, все остальные, пожалуйста, за нами, за нами.

Выходим на вокзале и сразу на остановку общественного транспорта. В табачном ларьке рядом с остановкой поинтересовались, а на чем же доехать до автовокзала, нам  посоветовали воспользоваться автобусом № 1. Так и сделали. Проехали через весь город, узрев красивую площадь, белоснежный храм, какой-то парк и немногочисленных прохожих. На автовокзале в кассе купили билет до Дивеево и отправились дальше. Ехать нам было еще 60 км. И много, и мало. В дороге успели замерзнуть, но получили массу впечатлений. Проехали несколько деревень и сел, в каждом из которых обязательно возвышалась большая церковь или храм, которые выделялись словно айсберги на фоне зеленых и желтых деревьев.

На месте

И вот мы в Дивеево. Оказывается, здесь тоже есть автовокзал, видимо, это связано с большим количеством паломников. Рядом с вокзалом небольшой рынок, торгуют в основном пуховыми платками, шерстяными носками, иконками, Библиями и так далее. Проходишь сквозь рынок и попадаешь в ворота – огромная загороженная территория, внутри множество построек: храмы, церкви, часовни… Спрашиваем у встречной молоденькой монашки с озорными живыми глазами, где находятся мощи. Отвечает, что в храме, который вы видите как только вошли в ворота, прямо по курсу и вход позади здания. Мы как по команде обходим здание и видим вход, возле которого образовалась небольшая цепочка-очередь из паломников. Пристроились и ждем, слушая разговоры. Почерпнули для себя полезную информацию, оказывается, при входе в храм выдаются юбочки и платки для тех, кто не позаботился о них заранее, креститься и кланяться надо 3 раза, свечи можно купить в лавочке прямо внутри здания, краситься и наводить марафет перед посещением храма запрещено, целовать Серафима Саровского придется через стекло,  руками трогать его нельзя, а свечи за упокой складываются в отдельную корзинку  с запиской. Нагруженные багажом новых знаний, мы двинулись к старцу, естественно, совершив все необходимые ритуалы перед этим. Я загадала  желание, в мозгу крутилась только одна мысль, поцеловала холодное стекло и вышла на воздух.

Посещение источника и рынка

Потом мы двинулись в сторону источника имени святой Александры, который находится примерно в 200-300 метрах от храма. Хотели было окунуться, как и положено, в сорочках или маечках на голое тело, но температура воздуха и хмурые тучи нас напугали. Мы просто набрали себе святой воды и решили посетить местный маркет. Здесь была представлена вся ритуально-церковная атрибутика: иконки, свечи, магниты на холодильник с изображением церквей, книжки на соответствующие темы, молитвенники, брошюрки, четки, крестики, колечки «Спаси и сохрани». Купив себе по магниту, мы еле оттуда унесли ноги. Если бы не унесли, пришлось бы уже кутаться во вновь приобретенный дивеевский пуховый платок. Либо украшать потом стены своего жилища многочисленными иконами вместо картин. Но нам повезло, мы ушли без особых финансовых потерь и через 20 минут уже отъезжали от села на старом ПАЗике. Решено было с ночевой не оставаться, хотя при храме есть все условия для этого – специальные двухместные кельи для гостей, плата за которые берется «натурой», то есть необходимо для храма выполнить какую-либо работу: подмести полы, помыть посуду в трапезной, вытряхнуть половики или сходить за водой.

Возвращение

В тот же день вечером мы вернулись обратно в Арзамас 1, попали под проливной дождь и даже не смогли прогуляться по городу, а до поезда оставалось еще 2 часа. Их мы провели в привокзальном кафе, поедая глазированные сырки с печеньем и запивая ряженкой. Когда приехал наш транспорт, мы были уже никакие, уставшие после бессонной ночи и от новых впечатлений, поэтому проспали всю ночь на верхних полках и утром уже были в родной Самаре.

Сие путешествие нам с подругой очень понравилось, и мы решили и впредь устраивать такие вылазки в близлежащие города в радиусе 400-500 километров. Сплошные плюсы и ни одного минуса: проведенные с пользой выходные, новые эмоции и впечатления, масса красивых фотографий, плацкартные знакомства. А старец Серафим еще и исполнил наши желания!