Письмо логопеду: звуки [к] и [т]

Добрый день!

Малышу 1 год и 11 мес. Болтать начал рано, месяцев в 10 сказал мама, потом папа и т.д. Сейчас говорит много, много слов и складывает простые предложения из 2-3-4 слов. 

Постановка звука к и т

Но пока не всегда понятно, что он говорит. Понятное дело, что еще может быть рано, что он не произносит Р, часто может пропускать первую букву, не говорит шипящие, но больше всего меня волнует, что он сразу начал заменять звук К на Т. Причем К он может сказать в слоге «КИ». Например, прошу «скажи киви», он говорит. А все остальные слова заменяет на Т. Для примера он говорит примерно так: лягушка — «идута», машина — «маина», картошка — «татота», зеленый — «иений», пришел — «пией». Некоторые слова получаются хорошо, например, печенье — петенье, мама, папа, деда, баба, Ваня и т.д. хорошо говорит. Упал, пол, Люблю маму и т.д.

Большое спасибо заранее!

Отвечает логопед Надежда Ерофеева

Добрый вечер!

Безусловно, такие звуки как Р, шипящие для вашего возраста произносить еще рано. А звук К появляется одним из первых. Но то, что ваш малыш произносит его мягкий вариант — Кь, это очень хорошо. В детской речи появляются первыми мягкие звуки. Поэтому паниковать не стоит. Попробуйте предложить ребенку повторить за вами (в процессе игры) такие слова: кит, киска, Кира, кино. Если у него получится, то попробуйте усложнить задачу. Просите повторить слова со слогом КИ в середине, например: выкинь, накидка. При произнесении делайте акцент на этом слоге. Если таким образом дело пойдет, то звук К сам постепенно появится. Его можно поставить механическим способом, но это довольно трудно и лучше в этом случае обратиться к логопеду. А так как вам еще и 2-х лет нет, то о логопеде и речи быть не может.

Еще очень вам рекомендую заняться артикуляционной гимнастикой. Это не навредит, а наоборот разовьет подвижность языка и губ. Упражнения можно найти в интернете, либо в книжном магазине. Здесь главное привлечь внимание ребенка и вызвать у него интерес. Поэтому постарайтесь найти красочные картинки, стихи для каждого упражнения. Главное не переусердствуйте: начинать нужно с малого, не более 3-4 упражнений за один раз. Гимнастика займет у вас максимум 10 минут, а пользы от нее много. И еще, делать ее необходимо регулярно, по чуть-чуть, но каждый день. Тогда толк определенно будет.

Так как ваш малыш заменяет звук К на Т, то необходимо поработать и над фонематическим слухом. Да и вообще это лишним не будет. Здесь работа будет идти постепенно. Сначала развиваем восприятие неречевых звуков. Эта игра очень нравится детям — «Что звучало?» Возьмите 3 разных звучащих предмета (если есть музыкальные инструменты — колокольчик, маракас — будет замечательно), либо замените сподручными. Покажите ребенку, что как звучит, а потом спрячьте за какую-нибудь ширму и позвучите. Эту игру постепенно можно усложнять, добавлять новые предметы, предметы со схожим звучанием. Когда игра будет проходить легко, переходим к следующему этапу. Предлагаем ребенку поймать звук — хлопнуть в ладоши. Начинаем с гласных звуков: со звука А. Произносите ребенку такой ряд звуков: А, Р, А, Ш, О, А, У, М, А, И. Позже, когда ребенок будет легко справляться, предлагаем другие звуки. После гласных можно взять звук Ш — «поймай змейку», Р — «поймай моторчик», а потом уже наш звук К. Когда малыш научится его выделять из ряда звуков, предлагаем слоги с этим звуком, простые слова. Затем учимся различать звуки К-Т. Например, предлагаем ребенку игру: «Если услышишь такой звук — К, хлопни, а если Т- топни». Сначала называйте слоги, а затем слова с этими звуками.

Вот такую работу вам предстоит сделать. Пробуйте. Будут возникать вопросы, пишите, с удовольствием отвечу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *