Преодоление неуспеваемости в младшей школе

Проблема неуспеваемости младших школьников стоит остро для каждого родителя. Потому что именно в младшем школьном возрасте в ребенке закладываются способности к обучению, здоровая любознательность, усидчивость, что поможет ему в дальнейшей учебе. Именно с целью выяснения причины школьной неуспеваемости к нашему детскому психологу онлайн обратилась Наталья.

Психологические причины неуспеваемости

«Добрый день, Анна! 

Я читала про детей – Львов (моя дочь — Лев),что они учатся легко, но ленятся. Вроде бы им достаточно для стимуляции к хорошей учебе сравнить их с другими сверстниками. Но в моем случае — совсем все не так.

Уже и сравнивала и стыдила, говоря «Вон твои друзья на пять и четыре учатся, а ты выпала из этой пятерки отличников. Не стыдно? Неужели не хочется доказать всем, что ты тоже можешь учиться на пятерки?» Результат нулевой. Будто ее это не касается. С нее как с гуся вода. Наорали. Отчитали. Завтра новый день. Как душевно больная — не реагирует никак.

Я просто в отчаянии. Что будет дальше? Учительница говорит, что дети должны во 2м  классе делать уроки самостоятельно, но моя от меня не отходит, каждую букву спрашивает, как писать. Если сядет одна, то задание вообще не поймет или делает вид, что не понимает. Хотя иногда ведь делает одна, когда у меня терпение лопнет, отправлю ее в комнату и говорю: пока не сделаешь, ко мне не подходи.

Совсем на самотек пустить учебу тоже страшно — до двоек однозначно скатится. А с ней сидеть — самостоятельности нет совсем. Может поэтому и контрольные заваливает (что поддержки нет рядом) – в общем не знаю, я что думать. С другой стороны, если б с головой проблемы были — уже б мне сказали об этом в школе. Там у них и психолог вроде есть. Не понимаю в чем проблема. Что я не так делаю? Я училась на 4 и 5,отец ее тоже учился хорошо….В кого она такая? Извините, что я так строчу много. Просто рыдаю уже каждый день и не знаю что делать.»

Наталья

«Здравствуйте, Наталья! 

Причины неуспеваемости в начальной школе (неважно эта неуспеваемость возникла сразу или появилась спустя некоторое время) условно можно разделить на 3 группы:

 

1. Это всё, что связанно с биологическими особенностями ребёнка. 

Готова ли была Ваша дочка к школе на момент прихода в первый класс. Не исключено, что начало обучения в школе для неё было сложным интеллектуально и эмоционально, даже если внешне всё было хорошо.

Как часто она болеет? Приходилось ли ей «догонять» темп школы из-за болезни. Само это событие является серьезным напряжением и совместно, например, с грузом родительских ожиданий может вызвать у ребёнка отказ вообще как-либо проявлять активность в учёбе.

Также соматическая ослабленность очень влияет на особенности внимания, от которого зависят вообще все психические процессы и сам процесс обучения. Внимание может быстро истощаться и ребёнок как бы «выключается»,  это может выглядеть как полное безразличие.

Правша или левша Ваша дочка? Леворукость может быть одной из причин «неуспевания» на старте, однако при правильном поведение взрослых (педагогов и родителей) такие детки быстро адаптируются и догоняют остальных.

Особенности темперамента вашей дочки. Она скорее подвижна или более склонна к тихим играм? Этот момент нас опять возвращает к особенностям работы внимания  и работоспособности вообще. Более подвижные дети быстро включаются в работу, их внимание динамично, менее подвижным нужно время для раскачки и, например, если педагог  скорее холерик, а ребенок скорее флегматик, ребёнку будет нелегко успевать за темпом учителя. Но это уже имеет отношение ко второй группе причин неуспеваемости.

 

2. Причины неуспеваемости связанные с социальными условиями — педагоги, другие дети, родители: их ценности, ожидания.

Каковы у Вашей дочки отношения с учителем? Нет ли конфликта? Неадекватной требовательности со стороны педагога? Как отношения с другими детьми — есть ли друзья, всё ли хорошо и гладко?

Теперь семья — всё ли гладко дома? Не было ли конфликтов или других причин, которые могли вызвать тягостные переживания у Вашей дочки, что могло повлечь такой спад успеваемости.

Вторая группа причин неуспеваемости в младшей школе тесно связана с третьей.

 

3. Это эмоциональные причины неуспеваемости — каков общий эмоциональный фон у Вашей дочери.

Читая ваше письмо у меня появилось предположение — похоже, что Ваша дочка остро переживает неуспех, для неё лучше не делать вообще, чем сделать неправильно. Дома под Вашим присмотром правильность выполнения заданий отчасти обеспечена — не с первого, так со второго раза — она чувствует себя уверенней, не так сильно боится ошибок. Здесь можно обратить внимание на то как относятся к её ошибкам в Вашей семье, что она слышит\слышала, когда ошибается — это поддержка или укор? От того как оценивают ребёнка значимые взрослые на этом возрастном этапе зависит формирование самооценки.

Как проходит процесс приготовления уроков? Сколько времени он занимает?  Посещает ли Ваша дочка какие-нибудь кружки? Если да — она довольна этим? Это был её выбор или Ваш?

Приготовление уроков не должно превращаться в мучение и не должно быть единственным времяпрепровождением ребёнка. Отличным подарком со стороны родителей будет, если вы покажете, как правильно распределять время, чтобы успевать всё. Разделите задания на небольшие части, выполнение которых не вызовет у Вашей дочки затруднения и оставьте её выполнять одну такую часть, потом отдых — пусть всего 5-10 минут, но она должна отвлечься, потом следующая часть. Хорошо, если после уроков её будет жать какое-нибудь приятное событие — прогулка, поход в интересный для неё кружок, что-то еще — это будет стимулом закончить побыстрее. Ваша дочка должна ощутить, что приготовление уроков — это просто. Что запомнить материал, если разделить его на части и повторять  время от времени — просто. Так она почувствует себя уверенней и постепенно ситуация выправится. И постарайтесь избегать негативных оценок, не сравнивайте её с другими — а только с её собственной персоной.

Вы написали, что вам стыдно за её неуспеваемость. Похоже, что вы это рассматриваете как свой недостаток, и ваша дочка это тоже приписала в список своих недостатков и от чувства вины и стыда защищается вот таким отупением и отключкой. И получается как снежный ком — отключилась, не ответила в классе, низкая оценка, стыдно, отключилась. Успеваемость это не качество личности, за который могут осудить, это навык, который нужно осваивать. И первый шаг — это создать для вашей дочки ситуацию, в которой она почувствует себя успешной, где ей будет просто и где её будет  окружать поддержка близких. Она не должна чувствовать себя хорошей и правильной, когда она с пятёрками и плохой, когда она с тройками и двойками. Она у Вас хорошая всегда, а оценки это маркер ошибок, которые нужно просто исправить. Сейчас нужно сделать всё, чтобы ослабить ваш нажим и её тревогу и только после этого учиться просто решать учебные задачи. При учёте всех упомянутых факторов и вашей поддержке ситуация легко выправиться».

На вопрос отвечала Кречетова Анна — психолог с 14-летним стажем работы.

Похожие публикации:

Преодоление неуспеваемости в младшей школе: 2 комментария

  1. Как кстати пришлась ваша статья к тому, что происходит с моим сыном. Я даже поделилась в своем боге на эту тему. Причину плохиз результатов в учебе нашла дома, в наших взаимоотношениях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: